Субъекты конституционных правоотношений

 

Субъекты конституционных правоотношений весьма разнообразны и они, собственно, создают специфику этих отношений, которая произрастает из-за неповторимого (для других отраслей права) состава субъектов данных правоотношений. Также специфику конституционно-правовых отношений создает уникальность субъектов этих отношений, которые существуют, с точки зрения закона, только в данных правоотношениях. Например, ни в одних других правоотношениях нет таких участников, как многонациональный народ, избиратели, парламент. Обозначить основной круг лиц, обладающих правосубъектностью в конституционно-правовых отношениях и отметить значительные особенности этих субъектов – основная задача данной работы.

Главным субъектом конституционно-правовых отношений, без сомнения, является человек (М.В. Баглай, «Конституционное право Российской Федерации», 2007). Под этим понятием подразумевается гражданин Российской Федерации, гражданин иностранного государства, лицо без гражданства. Правосубъектность человека носит общий характер. Это значит, что он постоянно находится в конституционно-правовых отношениях, обладая при этом правами и, при необходимости, защитой своих законных интересов  государством, а также необходимостью осуществлять свои конституционные обязанности, например, платить законно установленные налоги и сборы. Также этот субъект конституционных правоотношений может обладать специальной  правосубъектностью в рамках конституционного права, если его дополнительные права и/или обязанности установлены нормами конституционного права.

Не менее важным субъектом конституционных правоотношений является многонациональный народ. . Главной особенностью данного субъекта правоотношений является его уникальность, а именно то, что он не встречается ни в одной другой отрасли права. Стоит также отметить, что количество правоотношений, в которых непосредственно участвует данный субъект, сравнительно мало – референдум и свободные выборы. Все остальное участие многонационального народа как субъекта конституционных правоотношений опосредованно и осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В теории конституционного права данную особенность обуславливают абстрактностью понятия «многонациональный народ» с юридической точки зрения (М.В. Баглай, «Конституционное право Российской Федерации», 2007), следовательно, законодатель нечасто использует этот термин ввиду его неопределенности и индивидуализирует установленные права и обязанности (или, например, компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления), указывая более конкретных субъектов конституционных правоотношений.

Также субъектом конституционных правоотношений выступает государство – Российская Федерация. Именно этому субъекту народ передает значительный объем своих прав для того, чтобы оно могло полноценно оберегать человека и гражданина, защищать его права и свободы. Из этого вытекает, что именно государство обладает наибольшим количеством обязанностей перед другими субъектами. Примером таких обязанностей может служить: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.. Можно сказать, что через обязанности государства и выражена его основная конституционная правосубъектность.

Некоторые ученые считают, что к государству как субъекту конституционных правоотношений относятся и республики в составе РФ (например, данное мнение выражено в  учебнике Конституционного права Российской Федерации М.В. Баглая, 2007, страница 25), однако республики в составе РФ не могут признаваться субъектами конституционного права наравне с РФ, так как они полноценно не обладают такими признаками государства как внешний суверенитет, денежная эмиссия. Также в Конституции РФ закреплено равноправие  субъектов Российской Федерации, следовательно, республика не может приобретать положение, равное Российской Федерации – это бы дало ей дополнительную правосубъектность, а значит и нарушило бы принцип равенства субъектов РФ, установленный Конституцией РФ. Следовательно, республики РФ как государства не являются субъектами конституционных правоотношений, но являются субъектами конституционных правоотношений как субъекты РФ.

Довольно объемным субъектом конституционных правоотношений является субъект РФ, который в свою очередь делится на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Правосубъектность этого образования весьма широка – она определена через предмет ведения и полномочия субъектов РФ, указанные в статье 71 Конституции о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и статье 73 Конституции, которая дает всю полноту государственной власти субъекту РФ вне пределов ведения Российской Федерации.

Безусловно, важным субъектом конституционных правоотношений являются государственные органы, которые осуществляют государственную власть. В соответствии с Конституцией государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и образуемые субъектом РФ органы государственной власти. Правосубъектность государственных органов осуществляется посредством их компетенции, которая определена Конституцией РФ и, в некоторых случаях, соответствующими законами, например ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Следующий субъект конституционно-правовых отношений – орган местного самоуправления. Его правосубъектность также определена его компетенцией, в которые входит решение вопросов местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.

Политические партии, религиозные объединения, общественные организации и другие общественные объединения являются субъектами конституционно-правовых отношений и имеют конституционное право осуществлять свою деятельность на территории РФ, если она не противоречит закону. Также общественные объединения несут общие обязанности, а именно они должны соблюдать Конституцию РФ, а также они несут конкретные обязанности, предписанные федеральным законом. Например, необходимость государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений в соответствии с ФЗ от 11.07.2011 N 95-ФЗ «О политических партиях».

Таким образом, каждый субъект конституционно-правовых отношений обладает рядом уникальных, неповторимых особенностей, которые, в своей совокупности, и составляют специфику конституционных правоотношений.