Источники права — это то, откуда непосредственно черпается информация о регулирующих нормах.
Источники права в римском праве. Основное деление происходит по принципу закрепления в тексте. Следовательно, выделяют:
I. Ius non scriptum — неписанное право, по сути состоящее из обычного права.
Mos Romanum — римский обычай:
а) Mores maiorum — обычай предков. То есть устоявшееся правило поведения, сложившееся стихийно в процессе многократного применения в повседневной жизни.
б) Mos regionis — обычное право провинций (естественно, появилось позже обычая предков).
в) Usus — практика при административном, судебном регулировании
г) Commentarii pontifi-cum — обычай из практики жрецов
д) Commentarii magistratuum — обычай из практики магистратов
II. Ius scriptum — писанное право.
а) Первым и базовым источником писанного римского права были законы XII таблиц (прим. 450г. до н.э.), составленные изначально комиссией, состоящей 10 децемвиров-патрициев, но так как проект был серьезно перевешен в сторону прав патрициев, в этом же году была назначена 2 комиссия, состоящая из плебеев и патрициев. Именно формулы, разработанные 2й комиссией, и являлись первым известным источником римского писанного права.
б) Lex — закон. Принимался по предложению магистрата и выставлялся на всеобщее обозрение на форуме. Он состоял из классической формулы: praescriptio (имя магистрата, предложившего закон), rogatio (непосредственно текст закона (классическая гипотеза + диспозиция + санкция)), sanctio (этот закон неприменим, если противоречит священным обычаям или священным законам).
Последующее выделение источников права будет происходить без разделения на писанный или неписанный характер, так как определение этого весьма затруднительно — некоторые источники права были и писанными и неписанными одновременно, некоторые меняли свой характер в зависимости от исторического периода.
III. Plebisciptum — Плебисцит
Собрание плебса, которое решало важные вопросы организации своей жизни. После 287 года до н.э. решения Плебисцита приняли обязательную форму и для патрициев, по ситу своей они, с этого момента, стали равны законам.
IV. Senatus consultum — Сенатусконсульт.
Мнение сената, принятое им в качестве обязательного. Как правило, носило меньшую силу, нежели закон. Принятие сенатского постановления сильно зависело от авторитета докладчика и от влияния сената, мера которого была непостоянна из-за регулярного изменения расстановки сил в римской политике.
V. Constitutio principis — Конституции.
Императорские распоряжения, носившее общеобязательный характер. Они имели такую же силу. как и писанный закон. Часто их пытались кодифицировать или хотя бы собрать в один сборник. Такие попытки предпринимали Папий Юст, который свел в единый сборник конституции Марка Аврелия. Более удачным примером служит кодекс Феодосия, созданный самим императором в 438г. н.э. Это был первый полноценный кодекс, объединяющий конституции императора.
В свою очередь конституции делились на:
а) эдикты — распоряжения, обращенные к населению.
б) рескрипты — ответы на ходатайства по конкретным делам.
в) мандаты — инструкции императорским чиновникам.
г) декреты — решения по спорным делам, поступавшим к императору.
VI. Эдикты (dico -говорю).
а) Эдикты преторов.
Преторы ведали гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, а также перегринами.
б) Курульные эдилы.
Курульные эдилы выполняли схожую функцию с преторами, но главным объектом их регулирования являлись торговые отношения.
VII. Деятельность юристов.
Формы деятельности:
а) Respondere — консультации римских юристов.
б) Agere — представительство в судах.
в) Scribere — составление письменных документов.
г) Cavere — консультация гражданина при заключении гражданско-правовых договоров.
д) Instituere — начальное обучение основам права.
е) Instruere — углубленное преподавание права.
Наиболее известные школы: Протулианская школа (основал Лабион), Сабинианская школа (основал Капитон).
Валентиниан III в 426 г. н.э. признал обязательными консультации 5 римских юристов: Ульпиан, Павел, Гай, Модестин, Папиниан.